Середина февраля — время, когда зима набирает полные обороты, и настоящие русские морозы, которые всегда так пугали иностранцев из стран с более умеренным климатом, создают экстремальные условия для технических видов спорта и зрителей соревнований, проводящихся на открытом воздухе.
Но, соревнования Фестиваля «Мороз», достигшего своего экватора, это особые спортивные мероприятия, которые, в силу своей специфики, в морозную погоду становятся борее интересными и зрелищными, поскольку идеальное ледяное покрытие трека превращает гонки в битву спортсменов не только друг с другом, но, в неменьшей степени, и с ощутимо возрастающей опасностью встречи со снежными ограждениями виражей трассы. И не всегда такая битва приводила к победе мастерства пусть даже таких, казалось бы, опытных трековых мастеров автоспорта. Однако, именно такие события на трассе ипподромных гонок и привлекают любителей автоспорта, которые, несмотря на суровую зимнюю стужу, и на этот раз до отказа заполнили трибуну Раменского ипподрома.
И, ведь, было на что посмотреть — очередная, сохранившая свой истинный спортивный дух и схему своего проведения, «Гонка Звезд», которая собрала вместе всех лучших действующих гонщиков в зимнем треке, вновь порадовала многочисленных болельщиков яркой, бескомпромиссной борьбой, в которой немногим из спортсменов удалось уберечь своего стального друга «живым» до финиша гонки.
На открытии традиционного соревнования «Гонка Звезд — Кубок Президента РАФ» с приветственным словом к спортсменам и зрителям выступил председатель оргкомитета Фестиваля «Мороз-2011», первый заместитель Главы Раменского муниципального района Олег Борисов. Затем известный спортивный комментатор, мастер спорта СССР Марк Подольский зачитал приветственное письмо от Президента РАФ Кирьянова В.Н.
Главным спонсором проведения «Гонки Звезд» является компания «Мегафон», которая в этом году порадовала зрителей демонстрацией новых французских спорткаров «Mitjet». Перед началом соревнования на этих заднеприводных автомобилях, развивающих скорость до 100 км/час за 3,2 сек., известные спортсмены Андрей Жигунов, Игорь Коновалов, Михаил Ухов, а также в прошлом шеф-редактор журнала «Автоспорт» Рустам Акиниязов провели показательный заезд.
После гонки Игорь Коновалов поделился своим мнением о спорткаре «Mitjet», сообщив, что поездка на нем доставила ему истинное удовольствие — настоящий гоночный спорткар оказался неожиданно информативным и контролируемым автомобилем, вызывающим невероятно сильные эмоции.
В первом заезде гонки первым довольно ровно стартовали Citroen Saxo Александра Скрябина и Ford Fiesta Алексея Дудукало. При входе в вираж чуть впереди оказался Скрябин, который грамотно закрыл Дудукало лучшую траекторию и возглавил заезд. Алексей, пристроившись за Скрябиным, на финише первого круга занял позицию на внутренней части трека и поравнялся с лидером, за счет чего при входе в очередной вираж оказался в более выгодном положении и смог выйти на первое место, после чего уже без труда выиграл заезд. Третьим оказался Андрей Радошнов из Оренбурга. У Евгения Аксакова с самого начала гонки возникли проблемы с мотором, в результате чего он финишировал последним.
На старт второго заезда вместо Аксакова вышел запасной Александр Фролов. Вторым переходившим из заезда в заезд был Андрей Радошнов, который, вероятно, за счет разогрева в первом заезде смог стартовать лучше остальных. Вторым на трассу ушел самарец Сергей Рябов — победитель первого отборочного этапа Чемпионата России по треку, проводившегося у него на родине 23 января. Ехавший следом москвич Борис Шульмейстер, широковато зайдя во второй вираж второго круга, уткнул свой Honda Civic во внешний бруствер, чем воспользовался еще один спортсмен из Самары Игорь Огуленко, аккуратно выйдя по внутреннему радиусу на третье место.
Третий заезд начался с фальстарта Аркадия Жаркова. Тем удивительнее, что повторный старт выиграл именно Жарков, рисковавший пропустить заезд из-за повторного фальстарта. Вторым в вираж вошел Александр Скрябин, но вышел он из виража уже третьим, поскольку его сумел опередить Алексей Васильев — победитель двух предыдущих «Гонок Звезд». Интрига нынешней гонки заключалась в том, сумеет ли Васильев, который неделю назад в Раменском выиграл 2-й отборочный этап Чемпионата России по треку, победить в третий раз подряд и получить на постоянное хранение хрустальный Кубок Президента РАФ. Для этого ему необходимо было стремиться с самого начала к максимальному набору очков. На дальней прямой питерец Вячеслав Летунов также сумел настичь Скрябина, который в борьбе за позицию не смог удержаться на трассе и, ударившись о внешний бруствер, развернул свой автомобиль. Летунов, выйдя на третье место, вероятно, потерял бдительность и, при выходе из виража на стартовую прямую, вылетел на внешний снежный вал и опрокинулся на крышу. После этого его автомобиль по профилированному льду трассы заскользил поперек нее и оказался на пути двигавшегося в облаках снежной пыли и вовремя не увидевшего на своем пути препятствие Николая Карамышева из Курска. В результате Карамышев на полном ходу вколотил свою Калину в такой же болид Летунова, итогом чего стало прекращение гонки обоими спортсменами, никто из которых, по счастью, в столкновении не пострадал. Заезд был остановлен красными флагами.
Перезаезд из четырех участников вновь выиграл Аркадий Жарков, который под постоянным прессингом Алексея Васильева сумел совершенно справедливо и заслуженно победить в заезде. Третьим финишировал Александр Скрябин.
Четвертый заезд вновь свел в очном поединке Жаркова и Васильева. Но, в их компании оказался еще и победитель первого заезда Алексей Дудукало, который не собирался наблюдать за борьбой своих соперников, а предпочел оставить их в снежном шлейфе своего автомобиля, стартовав лучше всех. Жарков вновь на старте опередил Васильева, но тот, видимо, поймал ритм гонки и лихо опередил своего обидчика на дальней прямой. Однако, Дудукало уже был далеко и, выиграв заезд, отобрал у своего главного конкурента еще одно очко.
В пятом заезде на дорожку вновь вышел Дудукало, который не позволил усомниться в своем серьезном настрое на выигрыш гонки. Он лучше всех стартовал и сразу ушел в отрыв. За ним со старта в вираж ушли Сергей Рябов и Вячеслав Малеев. Ближе к концу второго круга у Малеева отказал мотор и он с трудом финишировал последним. Третьим на финише оказался Борис Шульмейстер.
Нужно сказать, что летящая из-под колес автомобилей снежная пыль еще не раз сыграла злую шутку с моторами болидов спортсменов. Так, заглохший автомобиль вышедшего на старт очередного заезда Евгения Аксакова вынуждены были эвакуировать прямо с линии старта.
Старт шестого заезда получился весьма оживленным — сразу несколько автомобилей плотной группой вошли в первый вираж. Автомобиль Васильева просто затерли в этой куче, оттеснив на четвертую позицию. Но уже в вираже тот смог опередить принимавшего уже в третий раз старт запасного Александра Фролова. А возглавил заезд Борис Шульмейстер. Васильев ,быстро разобравшись на дальней прямой с Вячеславом Малеевым, стал стремительно настигать Шульмейстера. Уже на финише первого круга Васильев пристроился за автомобилем Шульмейстера и перед самым виражом нырнул на внутреннюю траекторию и опередил соперника. Нужно отдать должное упорству Шульмейстера, который, воспользовавшись тем, что Васильева неминуемо стало сносить к внешней части трассы, попытался перекрестить траектории по аналогии с известным маневром из гонок серии F1. Однако, на льду такой маневр выполнить вдвойне сложнее, да, и соперник довольно мастеровитый. Васильев сумел «закрыть калитку» перед Шульмейстером и, выиграв заезд, наконец, набрал полноценные пять очков.
В седьмом заезде произошло, пожалуй, ключевое противостояние, определявшее борьбу за первое место в гонке. В нем сошлись Васильев, потерявший в трех заездах два очка, и Дудукало, таких потерь избежавший. Проигрыш Васильева в этой дуэли практически лишал его возможности ликвидировать отставание от соперника, поскольку именно Дудукало, наряду с Васильевым, имел в предыдущей гонке второе лучшее время прохождения круга дистанции трассы ипподрома. То есть, ходовые качества их автомобилей примерно одинаковы, ну, а, мастерства ни у одного, ни у другого не занимать.
Стартовали Дудукало и Васильев дружно и плотно вошли в вираж. Но, борьба развитие не получила, поскольку Антон Маркин на вираже воткнулся во внешний бруствер и остался стоять на трассе, в связи с чем заезд был остановлен.
Перезаезд получился более спокойным. Дудукало сумел отделаться от опеки Васильева и создал себе комфортный отрыв, который сохранил до конца заезда. Васильев финишировал вторым и перед двумя оставшимися заездами стал отставать от Дудукало на три очка. Лишь четвертым оказался Владимир Черевань, изменивший своей Хонде и впервые за карьеру стартовавший на испанском автомобиле Seat Ibiza. Видимо, русские морозы и лед оказались непривычны для южного автомобиля с «курортным» именем.
Алексей Дудукало вышел на старт восьмого заезда с желанием уже к окончанию первой половины гонки создать серьезный очковый задел перед соперниками. Он вновь выиграл старт. Далее в гонку ушли Черевань, Шульмейстер и Скрябин. В первом же вираже Лев Юдицкий повстречался со снежным бруствером и остановился. Заезд продолжился. На первом вираже второго круга Черевань слегка зацепился за внешний бруствер и, чуть было, не потерял позицию. Шульмейстер попытался опередить действующего чемпиона по внешней траектории, но на заснеженной части трассы несколько потерял скорость и остался третьим. Перед финишем, выходя из последнего виража, Игорь Огуленко приехал в облюбованное ранее Летуновым место на внешнем бруствере и также эффектно опрокинулся на крышу без серьезных последствий для себя и автомобиля.
Алексей Дудукало сумел набрать 25 очков из 30-ти возможным и к началу второй части гонки стал главным претендентом на трофей РАФ. Всего два потерянных очка имелось в пассиве Аркадия Жаркова, которому предстояло еще четыре заезда.
На старт девятого заезда вышел уже второй запасной — Даниил Ковалев из Вологды. Аркадий Жарков, держа в уме очковый баланс, выиграл старт. За ним устремились Игорь Огуленко и Александр Фролов. Последнего на первом вираже второго круга обошел Евгений Аксаков, механики которого наконец-то смогли привести автомобиль в боевое состояние. В таком порядке спортсмены и финишировали.
Десятый заезд был последним в гонке для Аксакова, который наконец-то смог показать свой действительный потенциал. Евгений выиграл старт у самого Жаркова и до финиша лидировал в заезде. Аркадий Жарков оказался вторым и потерял еще одно столь ценное очко в борьбе за главный приз соревнований. В последнем вираже Вячеслав Малеев опередил Сергея Рябова, а болид Александра Скрябина не добрался до финиша.
В одиннадцатом заезде собралась не столь грозная компания, в которой, к сожалению и на этот раз, оказался многократный чемпион страны Сергей Успенский, техники которого никак не могут обеспечить его автомобилю конкурентоспособность. Старт выиграл Малеев, за которым в бой ушли Фролов и Успенский. На первом вираже второго круга Даниил Ковалев довольно сильно «пришел» во внешний бруствер и с трудом самостоятельно покинул трассу с пробитым правым передним колесом. На дальней прямой третьего круга Сергей Успенский сумел опередить Фролова и оказался на финише вторым вслед за Малеевым.
Двенадцатый заезд вновь начался с фальстарта Аркадия Жаркова, вероятно, нервничавшего при осознании того обстоятельства, что он оказался в числе немногих претендентов на призы гонки. И вновь Аркадий первый при повторном старте. Радошнов и Черевань следом в плотной борьбе вошли в вираж. Радошнов оказался на внешней стороне трассы, в результате чего ударился о внешний бруствер и его автомобиль два раза опрокинулся, остановившись на внутренней части трассы. Заезд продолжился под желтыми флагами судей. Шульмейстер на финише первого круга обогнал Череваня и к финишу приехал вторым.
Кто-то верит в мистику, кто-то нет, но 13-й заезд 13-го февраля для 13-го стартового номера Андрея Радошнова, пытавшегося победой в заезде набрать 13 очков, не сулил ничего хорошего. Заканчивавший свое выступление в гонке на мажорной ноте Аркадий Жарков привычно выиграл старт и не позволил никому отобрать у него такие нужные именно для него очки. Вторым и третьим со старта ушли Малеев и Радошнов. Лишь четвертым за ними оказался Алексей Дудукало, которому для гарантированной победы в гонке нужно было набрать всего три очка. При таком раскладе он набирал лишь два очка, но опытный спортсмен решил не форсировать события и зря не рисковать. Он, видимо, что-то почувствовал, и это произошло. Перед финишем второго круга, выезжая из последнего виража, Андрей Радошнов, для которого воедино сошлись несчастливые цифры, попал на безотказно работающий опрокидыватель на внешнем бруствере, на котором уже «сделали уши» Летунов и Огуленко, и повторил трюк последних. Заезд был остановлен. Можно только позавидовать хорошему вестибулярному аппарату Радошнова, который умудрился за два подряд заезда трижды увидеть над своей головой вместо хмурого неба матовый блеск ледовой трассы.
Андрей больше не смог принять участие в гонке и не набрал 13 очков, но, все-таки, занял по итогам гонки, да-да, 13-е место.
Итог заезда был определен по финишу после двух кругов. Алексей Дудукало чудесным образом оказался третьим и, набрав нужные ему три очка, фактически обеспечил себе победу в гонке. Если потусторонние силы существуют, то сегодня они явно были на стороне Алексея Дудукало.
На старт четырнадцатого заезда вышли всего лишь три болида. Стартовали спортсмены в таком порядке — Рябов, Черевань, Успенский. На дальней прямой Сергей Успенский под гул трибун обошел Владимира Череваня и ринулся в погоню за Рябовым. В предпоследнем вираже Успенский по внутренней части трассы атаковал Сергея Рябова, и в борьбе обоих спортсменов вынесло на внешний бруствер. Владимир Черевань, как спокойно спустившийся с горы бык, аккуратно объехал «драчунов» и финишировал первым. Рябов вынужденно остановился, а Успенский продолжил гонку и финишировал вторым. После гонки Владимир Черевань объяснил свое спокойствие и не совсем хорошее выступление в гонке тем, что пока его автомобиль не может конкурировать на равных с лидерами, а, поскольку он новый, Владимир просто решил его поберечь от повреждений.
В пятнадцатом заезде Алексей Васильев взял старт первым. Занявшего вторую позицию Череваня весь заезд постоянно прессинговал Вячеслав Малеев, который уже на финишной прямой вышел на прямую атаку и под клетчатый флаг приехал, отстав лишь на метр.
Только мастерство механиков Сергея Рябова, приведших в порядок пострадавший в четырнадцатом заезде автомобиль гонщика, позволило состояться последнему, шестнадцатому заезду, на старт которого смогли выйти лишь два спортсмена. Сергей Рябов даже сумел на старте выиграть у Васильева, но Алексей недолго позволил тому лидировать и уже на дальней прямой обошел соперника и финишировал первым.
Набрав в итоге 27 очков, Алексей Васильев сумел сравняться по этому показателю с Аркадием Жарковым. Зрителей ожидал перезаезд за 2-е место в гонке, первым в котором дорожку выбирал Васильев. Алексей смог найти место на старте, где трасса меньше всего пострадала от шипов, в связи с чем сумел-таки переиграть лучшего стартера гонки Аркадия Жаркова и вышел в лидеры заезда. В первом вираже Жарков рискнул атаковать Васильева по внутренней части трассы, но Васильев сумел по внешнему радиусу выскочить из виража первым и до финиша не дал сопернику шанса на вторую атаку.
Таким образом, очередным победителем традиционного соревнования «Гонка Звезд — Кубок Президента РАФ» стал москвич Алексей Дудукало. Второе и третье места достались, соответственно, Алексею Васильеву, надолго упустившему шанс стать постоянным обладателем почетного приза РАФ, и Аркадию Жаркову, к радости поклонников которого и всех любителей автоспорта мы вновь увидели этого интересного гонщика на подиуме Раменского ипподрома.
Компания «МегаФон» предоставила подарки для всех участников и призеров и учредила специальный приз — современный нетбук в номинации «Будущее зависит от тебя», который получил молодой пилот Александр Скрябин, добившийся высоких результатов в мотокроссе и за рулем гоночного автомобиля, став в сезоне 2010 года неоднократным призером европейских кольцевых гонок.
Весьма интересной и боевой выдалась «Гонка Звезд» нынешнего года. Не менее захватывающая борьба за чемпионство ждет нас 7 марта на финале Чемпионата России по треку. Организаторы приглашают зрителей насладиться последним в этом зимнем сезоне и самым увлекательным зрелищем — трековой гонкой на Раменском республиканском ипподроме.
Видеостудия Сергея Молчанова www.molchanov.tv